WYSIWYG Web Builder
РАСКЛАД ЗВАНКОЎ
☎  "горячей линии"
УО - 8 (02152) 38149
РООСиТ - 8 (02152) 42170
ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ
"ТУРКОЎСКАЯ ЯСЛІ-САД
-
СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА"
Зелёные школы
Целью программы «Зеленые школы» является создание сети школ и внешкольных образовательных учреждений, заботящихся об экологическом образовании и воспитании школьников и демонстрирующих практические шаги в экологическом и природоохранном направлениях.
Программа «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:
биоразнообразие на территории школы;
энергетика;
вода;
отходы;
местное сообщество

Программа включает в себя перечень мероприятий, которые школьники должны выполнить, чтобы школа получила статус «Зеленой школы».
Школа, выполняющая критерии участия в программе получает статус «Зеленой школы» с присвоением соответствующего сертификата. Сертификат действует в течение 2х лет, после чего требует подтверждения. Сертификат выдается на основании школьного отчета, в котором указываются выполненные мероприятия. Школьный отчет может подлежать проверке специальным аудитором, назначенным Наблюдательным советом программы «Зеленые школы».

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ:
1. Активное вовлечение учеников в выполнение заданий по предлагаемым разделам: «Биоразнообразие на пришкольной территории», «Энергетика», «Вода», «Отходы», «Местное сообщество»;

2. Разработка и утверждение на педагогическом совете школы плана мероприятий, направленных на изучение местного биологического разнообразия, а также использование других экологических компонентов (энергия, отходы, вода) в учебном процессе;

3. Регулярное наблюдение за природными объектами на пришкольной территории (в ходе занятий ученики под руководством учителя должны научиться определять до вида животных и растения):
Определение до вида цветковых растений (не менее 10 видов);
Определение до вида насекомых (не менее 10 видов);
Определение до вида птиц (не менее 10 видов)

4. Изучение школьниками факультатива «Дикая природа Беларуси» или аналогичных курсов;

5. Регулярное информирование родителей на родительских собраниях о реализуемых в школе мероприятиях в рамках программы;

6. Вовлечение родителей в природоохранную деятельность;

7. Подготовка иллюстрированных информационных материалов по экологическим темам, включая интересные описания биологического разнообразия природных территорий, прилегающих к населенному пункту с последуюшим распространением среди школьников, родителей и других местных жителей;

8. Создание в школе экологических клубов, посвященных наблюдению и охране природы (например, «Крылатый дозор»).

С 2012 года государственное учреждение образования «Турковская детский сад-средняя школа» Миорского района Витебской области работает по программе «Зеленые школы», изданной при финансовой поддержке Европейского союза в рамках совместного проекта Европейского Союза и Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие Зеленых школ в Беларуси».
Программа «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:

«Биоразнообразие»
«Энергосбережение»
«Водосбережение»
«Отходы»
«Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
ПРИКАЗ
Приветствуем Вас на страничке Программы
«Зеленые школы»!
Присоединяйтесь к движению, в котором участвует более 250 школ Беларуси и более 40000 во всем мире!
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ "ЗЕЛЁНЫЕ ШКОЛЫ"
 
Направление "Биоразнообразие"

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания  на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

























































Результаты
: изучая растения на участках с различной освещенностью и условиями использования, мы выяснили, что видовой состав около забора богаче, а число растений выше на нескошенном  участке, где наблюдается постоянная высокая освещенность. При анализе видового состава растений всех участков обнаружили, что на всех них  встречается одуванчик лекарственный.

1.9. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: 10-22 мая 2012г.
Список участников:
1. Радишевич Снежана
2. Корсаков Владимир
3. Ганебная Юлия
4. Кураш Ольга
5. Пашковская Марина
6. Лапицкая Каролина
7. Пилипёнок Станислав

1.10  Создать и размесить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, "Клумбу для бабочек".

Дата выполнения: 4-11 мая 2013г.
Список участников:
1. Станкевич Анна
2. Прашкевич Оксана
3. Головач Ольга
4. Панижник  Дмитрий
5. Крот Дмитрий
6. Вармаховский Никита
7. Горячко Максим

1.13 Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)
Дата выполнения: 7-17 сентября 2012г.
Список учащихся:
1. Ганебный Ярослав
2. Беспалова Диана
3. Дашкевич Анастасия
4. Демешко Дмитрий
5. Кураш Татьяна
6. Станкевич Юлия
Видовой состав растений
karta_shema
vid_sost_rast 1
vid_sost_rast 3
vid_sost_rast 2
klumba_ 3 klumba_ 1 klumba_ 2
elnia_ 4 elnia_ 1 elnia_ 2 elnia_ 3
boloto_elnia
Советы по экономии энергии:

1. Не выбрасывайте деньги в окно
Окно, часами остающееся приоткрытым, вряд ли обеспечит Вам приток свежего воздуха, но большой счет за отопление оно обеспечит наверняка. Лучше проветривать чаще, но при этом открывать окно широко и всего на несколько минут. И на это время отключать термостатный вентиль на радиаторе отопления.

2. Современный отопительный котел - лучший способ экономить энергию
Потому что он очень хорошо "перерабатывает корм" и особенно экономно обращается с драгоценной энергией. Современный низкотемпературный или конденсатный котел обходится примерно на 40 процентов меньшим количеством энергии, чем устаревшая отопительная техника.

3. Не преграждайте путь теплу
Не облицованные батареи отопления не всегда красивы на вид, зато это гарантия того, что тепло будет беспрепятственно распространяться в помещении. Длинные шторы, радиаторные экраны, неудачно расставленная мебель, стойки для сушки белья перед батареями могут поглотить до 20 процентов тепла.

4. Не перегревайте квартиру
Некоторые люди любят жарко натопленные квартиры, а потом поражаются большим счетам за отопление. Всегда помните: каждый дополнительный градус температуры в помещении обойдется примерно в 6 процентов дополнительных затрат на энергию.

5. Отапливайте свою квартиру, а не котельную
Следует очень хорошо - пределов совершенства здесь нет - термоизолировать отопительный котел, водоподогреватель, трубы отопления и горячего водоснабжения, так как в конечном итоге Вам нужна теплая квартира, а не теплый подвал.

6. Не выпускайте тепло
На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потери тепла через окна. Термоизолируйте ниши для отопительных батарей и разместите в них отражательную серебряную фольгу. Благодаря этому можно сэкономить до 4 процентов затрат на отопление.

7. Современный отопительный регулятор регулирует и Ваши затраты на отопление
Установка современной системы регулирования отопления с автоматическим снижением температуры по ночам обходится недорого, однако она поможет Вам сэкономить много денег и энергии. Термостатные вентили теперь должны в обязательном порядке устанавливаться и в старых системах отопления.

8. Больше света с меньшими затратами энергии
Энергосберегающие лампы потребляют энергии примерно на 80 процентов меньше, чем традиционные лампы накаливания, а служат в 8-10 раз дольше

9. Когда варите и печете, уменьшайте интенсивность пламени
Если диаметры кастрюли и конфорки совпадают, то тепло используется оптимально. У "экономных" кастрюль ровное дно и плотно прилегающая крышка. Используйте остаточное тепло конфорки и духовки. Готовьте с небольшим количеством жидкости в закрытой кастрюле! Для приготовления блюд, требующих на это много времени, пользуйтесь скороваркой. Плита и холодильник или морозильник - плохие соседи! Из-за теплоотдачи плиты холодильный агрегат потребляет больше энергии.

10. Используйте наиболее экономичные бытовые приборы
Современные бытовые приборы часто обходятся меньшей энергией, чем их предшественники.

11. Маленькие специальные приборы могут оказать большую помощь в энергосбережении
Одна кофейная машина, например, готовит любимый горячий бодрящий напиток намного экономичнее, чем добрая старая кастрюля. И другие специальные приборы вроде яйцеварки или тостера в большинстве случаев бережливо обращаются с драгоценной энергией.

12. Охлаждайте с умом
Устанавливайте морозильный агрегат в прохладном, хорошо проветриваемом помещении и размораживайте его не реже одного раза в год. Температура заморозки в -18оС является вполне достаточной. Морозильный шкаф следует открывать лишь ненадолго и помещать туда только хорошо охлажденные продукты.

13. Умные хозяйки и хозяева стирают, помня об энергии
Используйте емкость стиральной машины оптимально и стирайте слегка загрязненные вещи при низкой температуре и без предварительной стирки.

14. Хитрые лисы регулярно приглашают специалистов по техобслуживанию водоподогревателей
Благодаря этому экономится энергия и увеличивается срок службы техники.

15. Не позволяйте горячей воде постоянно циркулировать
Циркуляционный насос с реле времени сокращает потери тепла и уменьшает стоимость электроэнергии, потребляемую насосом.

16. Регулярное техобслуживание системы отопления рентабельно
Это происходит благодаря почти 4-процентной экономии энергии, так как хорошо отлаженная отопительная техника потребляет меньше энергии. Регулярное техническое обслуживание повысит также эксплуатационную надежность Вашей системы и уменьшит вероятность неполадок.

17. Принимать не ванну, а душ - таков девиз всех, кто экономит энергию
Знаете ли Вы, что затраты энергии на принятие ванны примерно в три раза выше, чем на принятие душа? Семья из 4 человек сможет экономить на стоимости энергии и воды, если вместо ванны будет принимать душ.

18. Однорычажный смеситель обеспечивает постоянную температуру воды и низкие энергозатраты
Однорычажный смеситель, как и термостатный смеситель вносят свой вклад в дело экономного использования энергии. Они экономят значительное количество горячей воды, которое иначе вытекало бы без всякой пользы!
План действий по сбережению воды в школе

1. Регулярно проверять унитазы и краны  на наличие протечек воды. По возможности заменить сливные бачки с двумя режимами слива.

2. Установить на краны насадки-распылители (уменьшает расход крана до 50%) . По возможности заменить поворотные краны современными  рычажными смесителями, что позволит сэкономить 10-15% воды.

3. Установить приборы учёта потребления холодной и горячей воды.

4. Пользование водой под низким давлением.

5. Приобрести для столовой порционную посуду, имеющую разделители для отдельных блюд. Это уменьшит количество грязных тарелок  и, соответственно, расход воды на мытьё.

6. Проводитьс учащимися и родителями профилактические   беседы о бережном и экономном отношении кводныхресурсам.

7. Поместить памятки об экономии воды возле каждого источника в школе.

Советы Водяши:

"Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан".
"Экономно воду лей, дорожить водой умей".

Советы учащимся:

1. Используйте  воду только когда это действительно необходимо.

2. Плотно закрывайте кран.

3. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщите взрослым.

4. Не включайте воду полной струей.

5. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

6. Для мытья доски, для влажной уборки, для мытья парт не набирай полное ведро воды.

7. Тряпочку для доски промывай в ведре, а не под краном.

8. Полив цветов осуществляй по необходимости, оставшуюся воду сохрани для следующей поливки.

9. Следи за чистотой своей обуви.

10. Для промывания кисти на уроках ИЗО не набирай полную ёмкость воды.

11. Не используйте унитаз для выбрасывания мусора.

Советы работникам школы

1. Используйте  воду только когда это действительно необходимо.

2. Плотно закрывайте кран.

3. Не включайте воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи с расходом в 4-5 раз меньше максимального.

4. Своевременно чините  или производите замену все протекающих кранов. Неисправный кран за сутки может "накапать" 30-200 литров воды!

5. Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

6. Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.

7. Не мойте овощи и фрукты под проточной водой. Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране.

8. Чтобы получить холодную воду не обязательно несколько минут спускать воду из крана. Достаточно налить воды в банку и поставить в холодильник или добавить в нее лед.

9. Для влажной уборки не набирайте полное ведро воды.

10. Не используйте унитаз для выбрасывания мусора.
ПАМЯТКА ДЛЯ КАЖДОГО:

1. Выбрасывайте мусор в специально отведённые места.

2. Сжимайте упаковку после употребления продукта, чтобы уменьшить объём мусорных баков от лишнего воздуха.

3. Отдавайте предпочтение продуктам в упаковке, которую можно сдать в пункты приёма вторсырья.

4. Берите с собой пакет для продуктов, когда вы идёте в магазин, а не покупайте новый.

5. Сдавайте вторсырьё (бутылки, бумагу, металлолом) в пункты приёма - это один из лучших способов сэкономить природные ресурсы, одновременно уменьшая объём мусора.

6. Не стесняйтесь говорить людям, что выбрасывать мусор не в специально отведённых местах - это бескультурно, а также опасно для здоровья.

7. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из переработанной макулатуры.

8. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз или сдать в магазин.

9. Не покупайте больше, чем может Вам понадобиться.

10. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше общественным транспортом.

11. Одежду, которую Вы уже не носите, можно отдать нуждающимся людям.

12. Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.

13. Узнайте, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и сдайте туда использованную бумагу.

14. Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки, вымойте их и сомните.

15. Старайтесь аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.

16. Если есть садовый участок, используйте пищевые отходы для приготовления удобрений.

17. Старайтесь не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.

18. Почините и исправьте вещь вместо того, чтобы её выбрасывать.

План действий по минимизации образования отходов в школе на 2013 год
Обоснование актуальности проекта

"Если бы каждый человек на клочке  земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна,
Была бы Земля наша".
А.П. Чехов

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире не всегда  легко.  Особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет им ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Школа - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Проект актуален ещё и потому, что:
- пришкольная территория требует постоянного усовершенствования;
- участок недостаточно озеленен;
- отсутствует эстетическое оформление  игровой зоны;
- необходимость повышения природоохранной активности школьников.

Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения этой задачи, поэтому 
мы и назвали его  "Хотим жить красиво".

Чтобы верно оценить ситуацию, мы рассмотрели ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской. В нашем агрогородке экологическая и социальная ситуации не являются самыми благоприятными.  Опрос жильцов показал, что 76% недовольны состоянием своих дворов, из них 43% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь школе.

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования. Здесь очень подходит, считаем, слова Антуана де Сент-Экзюпери "Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - Значит, пересесть из него просто некуда"
Цели реализации проекта

реализация целей патриотического, экологического воспитания молодежи;

содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка;

формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно - нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольной территорий;

формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью;

используя коллективно-творческую деятельность выполнить озеленение пришкольного участка.
Задачи  реализации проекта

"формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;

" воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

"содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

"привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем через разработку и реализацию социально значимых проектов;

"сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

"развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности - благоустройство пришкольной территории;

"преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

"провести информационно - просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

"исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Турковской школы, оборудование участков для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка.
Сроки и этапы реализации проекта

Сроки: 2012 -2014

Этапы:
1 этап - подготовительный - 2012 год
2 этап - практический (исследовательский) - 2012 - 2013 год
3 этап - обобщающий - 2014 год
4 этап - информационно - просветительский - 2014-2015 год

Участники: представители детских объединений школы, учащиеся с активной жизненной позицией, педагоги школы, жители агрогородка.

Ожидаемые результаты:
- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- развитие организаторских способностей учащихся;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
- привлечение внимания населения агрогородка к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
- пропаганда экологической культуры учащихся;
- расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке
Заключение

Проект "Хотим жить красиво" заинтересовал ребят, научил работать в команде, добиваться поставленной цели, вместе решать задачи. В ходе работы дети учились составлять проекты, из множества идей выбирать выполнимую, наиболее подходящую для своей школы. Проект имеет практическую направленность, способствует воспитанию эстетических качеств, учит видеть красивое вокруг себя, ценить сделанное своими руками. Если удастся реализовать детские инициативы, то школьный двор приобретёт красивый внешний вид, а работа по воплощению задач проекта поможет приобщить пионеров к исследовательской деятельности, поможет в будущем молодым людям красиво обустраивать своё жилище, чувствовать себя настоящими хозяевами.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта
"Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)"
 
stend_zial_sh
ОТЧЁТ ПО ПРОГРАММЕ «ЗЕЛЁНЫЕ ШКОЛЫ»
скачать
WYSIWYG Web Builder